Воздаяние или суд совести

vozdayanie ili sud sovestiЗнаете, что дает мне, матери потерявшей сына, жизненные силы и возможность радоваться жизни, вопреки горю? Надежда. Надежда на то, что обязательно, увижусь с сыном, в ином, лучшем мире. И еще вера. Вера, что каждый человек, в том числе и убийца моего сына, несет ответственность, в первую очередь перед собой, перед своей совестью, за все совершенные в земной жизни деяния. А также знание, что помимо вечности и бессмертия, за смертным порогом будет и воздаяние.  «По заслугам и награда»

Представления всех народов мира о смерти и загробной жизни, так или иначе, связаны с преданиями о рае, об аде и Страшном суде. В этих преданиях заложена общая идея: «Что посеешь, то и пожнешь». Именно идея воздаяния, на протяжении всего существования человеческой цивилизации, заставляла людей воздерживаться от зла и поощряла к добрым делам. Даже если человек не верил в жизнь после смерти, свои нравственные начала он получал благодаря влиянию этой идеи.

Хотя современный человек, по большей части, верит в науку, а свои права отстаивает с помощью правосудия, митингов, пикетов и средств массовой информации. Но все равно каждому из нас, в той или иной степени, присуща надежда на справедливость. Высшую справедливость. Ведь если совсем лишить человечество веры в то, что зло карается, а добро вознаграждается,  жизнь потеряет смысл.

Двойственная натура человека, зачастую представляет собой поле боя между Тьмой и Светом. В условиях обычной земной жизни нас швыряет, то в одну, то в другую сторону, и мы не всегда можем даже адекватно оценить свои поступки. Многим людям вообще признание своей вины и осознание ошибок дается с большим трудом.

И хотя каждый человек несет моральную ответственность за все действия и поступки, совершаемые в жизни. Однако оставаться всю жизнь добрым, честным и высокоморальным человеком было, довольно таки, трудно, во все времена. Гораздо легче, не то чтобы быть плохим, но кое-где солгать, покривить совестью, пойти на уступки. Главное найти себе оправдание, и можно продолжать жить по-прежнему.

Но… Даже очень поверхностный и беглый анализ представлений о загробной жизни многих мировых религий поражает наличием изумительного сходства.  Так вот, идея суда, в том или ином виде присутствует в христианстве, иудаизме, буддизме, исламе, зороастризме, в верованиях египтян, Индии и Тибета. Каждая из этих религий предупреждает, от того как человек проведет свою жизнь зависит качество существования его души после смерти.

Самое древнее религиозное учение Заратуштры, зороастризм, одним из первых провозгласило персональную ответственность души за совершенные в земной жизни деяния. Человеку предоставляется полная свобода выбора, либо благие мысли, слова и поступки, либо… После смерти душу ждал суд на Мосту Чинвад. На весах взвешивались плохие и хорошие мысли, слова и дела человека. Если перевешивала чаша с благими деяниями, мост становился широким. Если была тяжелее другая чаша, мост превращался в узкое лезвие и грешник проваливался в ад.

Весы, как определитель праведности души, встречаются и в Египетской Книге мертвых. В зале Маат, где на троне восседал бог загробного мира Осирис, бог бальзамирования Анубис взвешивал на одной чаше весов сердце умершего, символ его совести. А на второй чаше лежало перо, которое являлось символом истины. Если сердце, отягощенное грехами, перевешивало и нарушало равновесие, душу грешника поедало ужасное чудовище Амамат. Праведная душа отправлялась в райские поля Иару.

По представлениям тибетских буддистов в центре ада находится Шиндже или Владыка смерти, который держит в руках меч и лейчжи мелонг (зеркало кармы). Злые и добрые дела умершего в виде черных и белых камешков взвешивает обезьяноподобный помощник Владыки смерти. Помощник с головой вепря подсчитывает все доброе и злое, а помощник с головой тигра записывает вынесенный приговор, в котором фиксируется посмертная судьба человека. Если умерший пытается оправдаться и скрыть свои дурные проступки, его подводят к зеркалу кармы, где он может увидеть всю свою прожитую жизнь, свои грехи и добродетели. Страшные чудовищные существа набрасываются на грешника и начинают терзать и разрывать его на части, но мистическое тело вновь собирается, и его вновь разрывают.

«Это наши собственные кошмары и кусающая совесть грозят и могут разодрать нас, потому что мы и порожденное, сотворенное нами в этом мире сравнимы. Однако источник грозных творений в нас».

Тибетская Книга Мертвых

В японском буддизме посмертный суд вершит бог Эмма, повелитель царства мертвых. В соответствии с балансом дурных и благих дел, бог Эмма выносит свой приговор и определяет меру наказания грешников. В качестве помилования Эмма может отправить умершего обратно на землю.

Согласно «Гаруда-пуране», средневековой индуистской Книге мертвых, дух умершего, прета, перед входом в божественный город царя Ямы встречают двенадцать стражников. Они исследуют, какие поступки, плохие или хорошие, совершал прета при жизни, и докладывают богу Яме и писцу Читрагупте. И предстает перед праведными и добродетельными душами бог в облике Царя дхармы, а перед нечестивыми и грешными в столь кошмарном и, внушающем ужас, обличье, что они кричат и воют от страха.

Ислам, также как и другие мировые религии, проповедует веру в загробную жизнь, ахирет. Причем, малейшее сомнение в существовании жизни после смерти считается отступничеством от Аллаха. Жизнь земная слишком коротка, чтобы человек мог сполна ответить за все свои деяния, как хорошие, так и плохие. После смерти каждого ждет, азаб ал-кабр или могильное наказание. Могила может стать для праведников преддверием рая, а для грешников преддверием ада. В могиле умершего опрашивает ангел Мюнкяр и исполняет наказание ангел Накир, они, по воле Аллаха, оставляют тело праведника отдыхать до дня Страшного суда. Если же умерший имеет грехи, которые не успел искупить при жизни, то в могиле он получает наказание. Искупив грехи, он допускается в рай.

В православии душу, после отделения от тела, ожидают воздушные мытарства. Это препятствия, которые должна преодолеть душа каждого человека ни пути к Божьему престолу для частного суда. Два ангела поведут душу по этому пути. Душа должна пройти двадцать мытарств. Среди них согрешение словом, ложь, клевета, леность. Ожидает кара убийц и насильников. Бесы, управляющие мытарствами, будут предъявлять грехи и попытаются забрать душу в ад. Ангелы будут всячески оспаривать бесов и предоставят в противовес грехам добрые дела человека. Если добрых дел больше, чем злых, душа переходит к следующему мытарству. Если неправедные дела перевешивают, злые духи забирают душу в ад. При равном соотношении добрых и злых дел побеждает милосердие и человеколюбие Божие.

«В смерти и по смерти человек видит свою протекшую жизнь как целое. Это целое есть уже само по себе суд, поскольку в нем выясняется общая связь, содержание и смысл в свете правды Божией. Это есть суд «совести», то есть наш собственный суд, пред лицом ведающего нас Бога. Это еще не есть суд окончательный, который возможен лишь в связи со всей историей всего человечества, но ограниченный и индивидуальный. Он и зовется обычно в богословии «предварительным судом». Его предварительный характер относится как к его лишь индивидуальному характеру, так и к его неокончательности, поскольку бестелесное существование в загробном мире еще не выражает полноты бытия человека. Предварительный суд («хождение по мытарствам») есть загробное самопознание и проистекающее из него самоопределение».

русский философ, богослов, православный священник Сергий Булгаков

Можно верить или не верить, либо относится к религиозным представлениям о загробном мире как к мифам и сказкам. Но «сказка ложь, да в ней намек». Хотя нам всем, когда-нибудь, представится шанс лично узнать, чего же больше, лжи или намека на правду в этих «мифах».  Но может быть не стоит испытывать судьбу?

Ведь, по сути, весь короткий отрезок времени, который мы называем жизнью, смерть буквально дышит нам в затылок. Но мы, зачастую, живем и действуем так, как будто она нас не коснется. Негативные мысли, неблаговидные поступки, раздражение, зависть и высокомерие – мы бездумно разбрасываем вокруг себя черные камни.

Это здесь и сейчас мы можем глубоко засунуть свою совесть, и для каждого, не совсем благовидного поступка, придумать тысячу оправданий. А если в многовековых верованиях все же есть, хоть небольшая, толика правды? После смерти уже не получиться заткнуть рот голосу совести. Может не стоит ждать? А просто взять и «подстраховаться». И уже сейчас, в этой жизни перестать прятаться от суда своей совести.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *