Многие наши современники верят в пророчества и предсказания, пусть с некоторой долей скептицизма. В Древние времена эта вера была всеобъемлющей. Нескончаемый поток жаждущих узнать, хоть что-нибудь о своем будущем, стремился попасть в «специализированные» святилища и храмы, туда, где имелся в наличии пророк. Таким пророком, пользовавшимся огромной популярностью и почитавшийся «пользователями», был Дельфийский оракул.
В незапамятные времена бог Аполлон одержал победу над драконией Дельфиной, более известной под именем Пифон. Произошло это событие на склоне горы Парнас. А в честь столь славной победы, Аполлон основал неподалеку город Дельфы.
На том, же, месте, где бог захоронил тело драконии, образовалась трещина, из которой поднимались ледяные, ядовитые испарения. Эти пары обладали еще кое-какими удивительными свойствами, что и обнаружили, впоследствии, люди.
У подножия горы было пастбище, где паслись козы. В поисках вкусной травки они, иногда, подходили близко к расщелине. Вот тут и происходили с животными довольно-таки странные вещи. Козы вместо свойственного для них «беканья» и «меканья» начинали издавать какие-то другие, ну очень, диковинные звуки.
Пастухи были напуганы таким поведением животных и стали обходить «проклятое» место стороной. Но, как говориться, любопытство не порок. Нашлись смельчаки, которые решили сами узнать, что же заставило козочек «изменить свой лексикон».
Далеко не все, из этих отважных людей, оказавшись рядом с трещиной и вздохнув ядовитые пары, смогли вернуться назад. Вернувшиеся же рассказали, о том что «перед взором проносились какие-то видения», а «из расщелины доносился чей-то голос».
«Люди подвергаются влиянию паров, поднимающихся из-под земли. Некоторых испарения сводят с ума, вызывают болезнь или смерть; на других действуют благоприятно, успокоительно и благотворно».
Плутарх
Странное место нарекли «пупом Земли», Омфалом, и воздвигли храм, посвященный, впоследствии, богу Аполлону. Здесь, во внутренней части храма, скрытой от посторонних глаз, вещала жрица-прорицательница, которая была названа пифией.
Обряд предсказаний скорее напоминал театрализованное представление, настолько он был пышно и торжественно обставлен. Подготовка к обряду начиналась тремя днями ранее, именно сколько времени требовалось жрице для очищения и поста.
Перед началом «сеанса» предсказаний, пифия омывалась в Кастальском источнике и облачалась в роскошную, расшитую золотом одежду. На голову жрица возлагала венок из веток лаврового дерева, пила воду из источника Кассотиды и жевала лист священного лавра.
Величавой поступью подходила прорицательница к, установленному над трещиной, золотому треножнику. Присев на треножник и вдохнув ядовитые пары, жрица впадала в состояние легкого транса, а затем, начинала вещать.
Считалось, что под воздействием паров, исходящих из расщелины, находясь в измененном психическом состоянии, жрица получала возможность слышать самого Аполлона и передавать слова бога страждущим.
В кругах приближенных к Зевсу, небезызвестного Аполлона, за его манеру вещать иносказательно, иногда называли Локсием. Поэтому и ответы пифии были довольно туманны, ведь она вещала от имени Аполлона. Так как изъяснялась пифия, по большей части, метафорами, несколько жрецов-толкователей записывали ее предсказания и передавали их людям в более удобоваримой форме.
Естественно, что одна пифия не могла выдержать многочасового и ежедневного восседания на треножнике, тем более, что подготовка к процедуре вещания, занимала три дня. Сам обряд настолько истощал силы жрицы, что, по окончанию, ее буквально на руках выносили из зала предсказаний. Вот и состоял «штат» пифий из трех жриц-прорицательниц, сменяющих друг друга.
Молва о Дельфийском оракуле распространялась далеко за пределы Греции. Каждый день длинная очередь из людей, желающих заглянуть в свой завтрашний день, тянулась к воротам храма. Среди них были и простолюдины и сильные мира сего. Все нуждались в божественных пророчествах. Без жертвоприношения и обращения к Дельфийскому оракулу греки не принимали ни одного мало-мальски важного решения.
Например, перед тем, как совершить поход в Индию, Александр Македонский посещал Дельфы и испрашивал совета пифии и оракула.
Возможно, что пифия не всегда говорила обо всем, что может случится с человеком в будущем, а иногда, ответ жрицы был не совсем связан с заданным вопросом. Но скорее виной всему был, так называемый, «человеческий фактор». Неверно истолкованные жрецами туманные слова пифии, некорректно сформулированный вопрос посетителя.
Важно, на самом деле, другое, на протяжении почти четырех столетий Дельфийский оракул занимал центральное место культа Аполлона, а священные Дельфы были средоточием духовной жизни всей Греции.