Страстное желание продлить жизнь, сделать ее нескончаемой, из поколения в поколение подвигает человечество на поиски эликсира бессмертия. Но нужно ли нам бессмертие тела?
Сон настоятельницы монастыря был неспокоен. Она, то стонала, то вскрикивала, а иногда из-под набрякших век, по иссохшим, морщинистым щекам катились слезы.
Уже много, много лет сон не приносил ей ни покоя, ни отдыха. А она так устала, устала жить.
Когда-то, очень, очень давно она была царицей. У нее было все, о чем только может мечтать любая женщина. Был любимый муж, любящие дети, богатство, красота, власть.
Но шли годы, постепенно начала увядать красота и все ближе подступала старость, а за ней, за ней маячила Смерть. Как же она боялась Смерти, она не хотела умирать. Втайне от мужа, царица отправила по всему свету посланников, чтобы нашли и доставили ей эликсир бессмертия.
Все больше морщин появлялось на ее лице, бег времени был неумолим. И вот однажды, когда она уже почти потеряла надежду, вернулся, из Далекой Восточной страны, один из ее послов.
— Госпожа, вот снадобье, о котором ты просила.
Он передал ей крошечный флакончик, запечатанный сургучом.
— Старец, изготовивший снадобье, просил передать, чтобы ты очень хорошо подумала, прежде чем выпьешь его. Обратного пути не будет!
Царица рассмеялась.
— Глупец, о чем тут думать!
Она еще могла радоваться рождению своих правнуков. Рождение и смерть последующих своих потомков царица воспринимала как смену времен года.
Шла жизнь, время продолжало свой бег, но только не для нее. Ее время остановилось.
Спустя несколько веков она приказала построить монастырь, куда и удалилась, став настоятельницей. Удалилась, чтобы молиться только об одном.
«Старец просил передать, чтобы ты хорошо подумала, прежде чем выпьешь снадобье. Обратного пути не будет!»
Царица проснулась в холодном поту. Сон был страшен, она именно сегодня, втайне от мужа, собиралась отправить гонцов во все страны мира на поиски эликсира бессмертия.
При встрече со своим венценосным супругом, царица заявила.
— Нужно срочно начать строительство нового храма
Она точно знала, за что будет благодарить всевышнего в своих молитвах.
Многие из нас рассуждают и практически все думают о смерти, о том событии, которое неотвратимо и неизбежно. При этом мы испытываем к факту собственной кончины, сложные и противоречивые чувства. У одних неминуемая смерть вызывает панический страх, у других болезненный интерес, третьи смиряются, но все равно думают о конечности своей жизни.
Но всегда были и те, кто проводил всю свою жизнь в поисках средства, способного продлить жизнь, по возможности, до бесконечности. Сколько титанических усилий и напряженных действий предпринимали некоторые люди в этом направлении.
Пожалуй, самыми изобретательными и настойчивыми в желании стать бессмертными были китайские императоры.
Император Цинь Шихуан, живший в III веке до н.э., посвятил многие годы жизни поискам средства от смерти. Молил, требовал и угрожал духам, чтобы одарили его вечной жизнью. Подданным даже запрещалось всякое упоминание о смерти, в присутствии императора. Умер во время очередной «компании» на пути к бессмертию.
Император Сюаньцзун, XIII век нашей эры, скончался преждевременно от очередного «эликсира бессмертия«, изготовленного его лекарем.
Император Ван Ман, 9-23 гг. нашей эры, приказал возвести известную Башню Восьми Ветров. Он предполагал на ее вершине вырастить «траву бессмертия».
Были, да и сейчас есть, другие искатели внешнего средства, лекарства, снадобья, чтобы продлить телесное существование человека. Хотя в философских и религиозных учениях всех времен утверждается, что подлинное бессмертие достигается через праведный образ жизни, путем служения любви и добру.
Даосская школа долголетия, например, предлагает идти к продлению жизни через отказ от привычных продуктов: вина, мяса, риса. Научиться дышать, по определенным правилам, и соблюдать нравственные правила.
Опыт индийских йогов тоже основывается на тренировке тела и правильном образе жизни.
Безусловно, этические рецепты полезнее поисков эликсиров, так как это подвигает человека к свершению добрых дел и поступков, препятствуя злу. Более благоразумно искать средства, укрепляющие организм и продлевающие его жизнь, стремиться к совершенному бессмертию.
Стоит, пожалуй, прислушаться к словам Парацельса:
«Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить короткую человеческую жизнь».
Долголетие, впрочем, не такая уж невидаль. Китаец Ли Цань-Юн, который согласно документам, скончался в 246 лет. Англичанин Томас Парр хотя и умер «всего» в 152 года от воспаления легких, пережил девять королей. Греческий жрец Эпинемид, прожил 300 лет, хирург Политиман скончался в 140 лет, турок Заро Ага умер в возрасте 156 лет.
Вопрос в другом. Обрели ли долгожители что-нибудь такое, что сделало бы их жизнь более насыщенной и счастливой? Бесспорно лишь одно, долгожители, как правило, очень добрые люди, умеющие радоваться каждому прожитому дню люди. В них преобладают добродетель и отзывчивость.
Однако, бессмертие может оказаться и жестоким наказанием. Вспомним легенду об Агасфере.
Измученный тяжелой ношей Иисус, во время своего пути на Голгофу с тяжелым деревянным крестом на спине, хотел прислониться к стене дома. Однако хозяин, тот самый Агасфер, грубо прогнал его, за что был приговорен Иисусом на вечное скитание по земле, без смерти, без покоя.
На протяжении многих веков очевидцы встречали Вечного жида, то в 1223 году при испанском дворе, то в 1228 в Англии. Есть свидетельства его пребывания в Армении, в 1242 году во Франции, а в Богемии в 1505 году.
Мелькают годы, проходят века, меняя страны и города, скитается бессмертный еврей. И, по свидетельствам, больше всего он желает покоя, смерти, избавления от мук вечной жизни.
Истории о жизни некоторых долгожителей скорее похожи на приключенческие романы.
Небезызвестный граф Сен-Жермен, которого знали и встречали в различных странах, под различными именами и в разные времена. На всех производило впечатление удивительные знания графа о многих событиях и странах. Создавалось впечатление, что он говорил действительно о том, что видел и слышал.
Говорят, что в последний раз графа видели в декабре 1939 года в Париже.
Еще один, не менее известный граф, граф Александр Калиостро. Обрывки из личного архива графа Калиостро свидетельствуют о том, что он знал рецепт полного омоложения.
«Приняв ее человек теряет сознание и дар речи на три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии, и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают волосы и зубы. Все они вырастают снова в течении нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком, испытав полное омоложение».
В протоколах суда инквизиции осталась запись рассказа Калиостро о том, что он при визите к Сен-Жермену, видел своими глазами сосуд, в котором тот хранил «средство вечной жизни».
Аполлоний Тианский, I век нашей эры, философ пифагорейской школя, еще один пример, указывающий на какое-то, вполне возможное личное бессмертие. По свидетельствам очевидцев, он обладал многими, невероятными, с точки зрения большинства людей, способностями.
В семьдесят лет он был заключен в римскую тюрьму, предстал перед судом по приказу императора Домициана, но исчез прямо из зала суда. Писали, что он был жив спустя 1000 лет и в XII веке объявлялся под именем алхимика и философа Артериуса.
Житель Индии Тапасвиджи прожил двести лет с 1770 по 1956 гг., потому, что научился погружаться в состояние «самадхи». В этом состоянии жизнь тела почти полностью останавливается, при этом вода и пища подолгу не принимаются.
Нет оснований утверждать, что эти люди и действительно обрели реальный дар вечной жизни. Многочисленные слухи, рассказы и легенды, связанные с «рецептами бессмертия», всегда легко возникали вокруг странных и непонятных людей. Но в существование бессмертных людей, также как и в возможность бессмертия, так хочется верить. Ведь желание вечной жизни, это мечта, мечта о самом великом счастье.
А может счастье человека совсем в другом? И вовсе не зависит от количества прожитых лет? Как не зависят от длины жизни ни степень личного совершенства, ни уровень духовной культуры отдельного человека.