Платон о жизни после смерти

Жизнь после смерти — это одно из самых непознанных и загадочных явлений, которое не оставляет никого равнодушным. Как я писала в статьях — «О чем говорит Тибетская Книга Мертвых», «Жизни после смерти нет?», — положительный ответ на этот вопрос  чрезвычайно важен для меня.

Сегодня я хочу рассказать вам  о том, какие рассуждения о жизни и смерти, и главное, какие доказательства о существовании жизни после смерти оставил нам в наследие античный философ и мыслитель, основоположник действительного реализма, Платон.

«Бояться смерти — это ничто иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?»

Платон

Платон, родился, предположительно, в 428 либо в 427 г. до н.э., умер, предположительно, в 347 г. до н.э. Величайший мыслитель и незаурядный античный философ, даже язык не поворачивается, назвать заурядным философа, у которого даже в наши дни, спустя 2300 лет, есть последователи.

Все учения Платона изложены в двадцати трех философских диалогах, главным персонажем большинства из которых является Сократ, учитель и друг Платона.

Будучи не только философом и мощным мыслителем, создателем системы научного мышления,  но и великим мистиком Платон не мог не задумываться о том, что ждет нас после смерти. Конечно же античный философ размышлял над вопросом о жизни после смерти.

Он был убежден в существовании иного мира, мира который не только обычному человеку, но и философу, трудно познать при помощи наших основных органов чувств. По мнению Платона, истина открывается человеку, только в том случае если ее рассматривать духовным, внутренним взглядом.

Он считал, что есть множество разрезов и планов реальности и, наш физический мир является лишь самым низшим планом бытия. Другие, существующие планы, иногда проникают в наш мир через установленные разрезы реальности. И только в определенных состояниях (сон, озарение и смерть) могут быть доступны человеку высшие планы бытия.

Именно в учении Платона, впервые была обоснована и приобрела форму научного исследования идея о бессмертии души. Платон не просто был убежден сам и убеждал других в бессмертии души, он приводил аргументированные доказательства ее бессмертия.

«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется… Каждое тело, движимое извне, — неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна.»

 «Федр»

Он считал, что нетленная и божественная душа человека мучается и страдает в физическом теле. Смертное тело — это только лишь временный приют для бессмертной души.

«…душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве.»

«Федон»

 

«…Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно — и тоже в высшей степени — наше тело.»

«Федон»

Платон говорил о том, что после смерти тела «внутренняя часть живого существа», так он называл душу,  покидает свою физическую оболочку. Душа не ограничена в своих возможностях, так как она принадлежит вечности.

Принадлежащее времени тело ограничено и в своем постижении мира и в своем существовании. В рассуждениях Платона прослеживается его  довольно критическое отношение ко времени, которое он называет » подвижным, нереальным отсветом вечности».

В представлениях Платона, душа — это колесница с всадником, а в колесницу запряжены два коня. Добрый конь символизирует высокие, благородные качества души, дурной конь — эмоции и страсти. Возница — это разум, обращенный на познание. Пребывая в ином мире душа человека может, вместе с богами, созерцать подлинное бытие. Рождаясь в физическом мире, знание вечных истин остается в душе лишь как воспоминание. Но согласно философии Платона:

«Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше.»

«Федр»

Если же человек сможет и здесь, через любовь, благородство, красоту, увидеть «отблески» истины, у души вновь вырастают, утерянные крылья.

«Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, — тогда она вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется живым существом, — все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного.

Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души. Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному — божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного — от безобразного, дурного — она чахнет и гибнет.»

 «Федр»

Бессмертная душа горит желанием вновь возвратиться к приюту вечности, к подобным себе. В своих диалогах античный философ повествует о том, как душа, покидая тело, встречается и беседует с другими душами. Освобождаясь, после физической смерти, душа переходит на другой уровень своего существования.

Тяжел и труден этот переход для души, но в пути душа не остается без помощи. Каждую душу встречают, охраняют и защищают особые сущности, так называемые «берегущие» духи. На границе иного мира душу человека ожидает лодка, которая переправляет душу на противоположный берег, к иной, посмертной жизни.

По мысли Платона, тело являлось темницей для души, которая вынуждена была в своей физической оболочке мучиться и тосковать о вечности. Следовательно, смерть принималась, как желанное избавление от страшного сна жизни.

Такое отношение к жизни и смерти было свойственно почти для всех древних греков. Платон добавил в эти представления новые штришки. По его мнению, благородная и высокоразвитая душа прибывает в этот физический мир из более высокого сакрального мира.  Однако, родившись в смертном теле, душа предает забвению все, что знала до этого.

После смерти тела, душа просыпается и вновь обретает все свои сверхъестественные способности. Душа страстно желает отделиться от тела, так как, только тогда она начинает ясно и отчетливо постигать и осознавать явления и вещи.

Но, земная жизнь не проходит для души без последствий. После смерти душу ждет суд, где она видит все, совершенные при жизни, поступки. Так душа учиться на своих ошибках, чтобы в следующем воплощении их не повторять. Вот только, Платон, в своих диалогах, не упоминает, кто же будет судить душу.

Всех праведников после смерти ждет лучшая участь и «небесные обители». Неправедные души наказываются исправлением «под землей».

Платон считал, что душа «рождается» много раз, в различных телах. Некоторые души достигают десятитысячного возраста, только души философов способны быстрее закончить процесс перерождений и обрести небесное блаженство. Именно поэтому, философ, стремящийся к мудрости и совершенству, не должен бояться смерти.

Платон первый из европейский мыслителей, кто описал внетелесное существование и посмертный опыт человека. Хотя у Платона не было клинической смерти, но он имел опыт внетелесных путешествий. Сравнивая рассказы доктора Моуди с некоторыми диалогами Платона, просто диву даешься большому количеству совпадений в описании внетелесного опыта.

«…рассказ одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел21.

Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то божественному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две22. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым — идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели — позади — обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи ; казали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать.

Он видел там, как души после суда над ними уходили по двум расселинам — неба и земли, а по двум другим приходили: по одной подымались с земли души, полные грязи и пыли, а по другой спускались с неба чистые души. И все, кто бы ни приходил, казалось, вернулись из долгого странствия: они с радостью располагались на лугу, как это бывает при всенародных празднествах. Они приветствовали друг друга, если кто с кем был знаком, и расспрашивали пришедших с земли, как там дела, а спустившихся с неба — о том, что там у них..

…Он не знает, где и каким образом душа его вернулась в тело. Внезапно очнувшись на рассвете, он увидел себя на костре.»

«Государство» книга десятая

Во времена, когда жил великий философ Античности, этот рассказ никто не считал бредом сумасшедшего или фантастическим вымыслом. Большинство современников Платона твердо знали, что иной мир действительно существует.

И хотя Платон, уточняет, что нельзя в мельчайших подробностях описать мир, в котором оказывается душа, покинув земную юдоль, у него нет сомнений в том, что после смерти душа человека продолжает свое бессмертное существование.


1 комментарий к “Платон о жизни после смерти”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *