Паранормальное.Продолжение

paranormalnoe 2Сегодня трудно кого-либо удивить инстинктом предчувствия. Например, мы, интуитивно настраиваемся на звонок от конкретного лица, и, о чудо, телефон звонит. Однако если вы не склонны верить в существование некоего «шестого» чувства, вполне вероятно, что вы попытаетесь объяснить это простым совпадением. Или случайностью. В конце концов, сколько раз вы думали о каком-то человеке, а телефон при этом упорно молчал? А разве телефон не разрывался, когда вы вообще ни о ком не вспоминали?

Мы часто склонны недооценивать фактор случайности. Так, например, для того чтобы в одной комнате с вами оказался кто-то, у кого день рождения в один с вами, необходимо пригласить всего двадцать три человека. Большинство из нас, на такие совпадения, реагирует с невероятным удивлением.

При желании случайностью и совпадением можно объяснить самые невероятные события, невзирая на их причинно-следственные связи. У очень многих из нас такое желание есть. В противном случае мы оказались бы погребены под лавиной вопросов, на которые нет разумных ответов.

Говарду Гордону из телесериала «Секретные материалы» однажды пришлось противостоять самой настоящей разыгравшейся внезапно буре. «Как-то вечером я работал над эпизодом про парнишку из Оклахомы, в которого ударила молния (3-й сезон трансляции «Секретных материалов»). Герой работает в гараже и носит просторные хлопчатобумажные брюки, в общем, парень немного напоминает одного из персонажей «Симпсонов» (популярный американский мультсериал). Все, что мне надо было в тот момент, просто понять, какую идиотскую музыку слушает герой. Короче, я допоздна засиделся за своим рабочим столом. Перед этим я заказывал какую-то китайскую еду, и вот я минут пятнадцать барабанил палочками по столу, чем довел себя до состояния исступления.

На следующий день мне позвонил помощник по делу, никак не связанному со съемками, и  вдруг ни с того ни с сего он говорит: «Знаешь, Говард, мне вчера приснился страшный сон про тебя, ты играл на ударных». Но я вовсе не играл на ударных, вот в чем дело-то. И вообще, скажем, я нечасто колочу палочками для еды по столешнице. Но сон ему приснился где-то в полночь, именно в, то самое время! Возможно, это совпадение, а может, и нет. Кто знает, может, в нашем мозге есть участки, о которых мы даже понятия не имеем и не представляем себе, за что они отвечают».

Когда мы рассуждаем об экстрасенсорном восприятии или телепатии, мы склонны воображать передачу мыслей от одного человека к другому. В тех случаях, когда, скажем, мать вдруг внезапно «чувствует», что ее ребенку грозит опасность, идея непосредственной передачи мыслей не кажется нам уж столь дикой. Между тем все дело лишь в близости этих двух людей и жизненной важности информации. Но, как нам быть с Говардом Гордоном и его помощником?

Традиционная теория телепатии в данном случае может оказаться бесполезной. Но есть  две новости.  Хорошая новость заключается в том, что существуют другие теории. Плохая новость в том, что эти теории никуда не годятся.

Теория коллективного сознания «джант» гласит: сознание всех людей взаимосвязано. Чуть развернув эту теорию, мы получим то, что иногда называют «феноменом десятой обезьяны».

Так часто характеризуют паранормальное явление, произошедшее на острове Кошима со стадом обезьян (японские макаки), которых изучали приматологии. Дело происходило следующим образом: одна обезьяна научилась перед едой мыть грязный картофель в море и обучила этому великому искусству других животных. Как только некое число обезьян овладело секретом, информация начала распространяться стихийно не только в местном стаде, но и среди обезьян на других островах. Чудесная история. К сожалению, нет никаких доказательств, что событие действительно имело место, напротив, слишком много свидетельств, что ничего похожего не было. Правильнее было бы определить этот рассказ как миф. Но, как известно, в сказках, передача мыслей, это само собой разумеющееся дело и потому в доказательствах не нуждается.

Однако гипотеза выглядит очень привлекательно, и потому у нее нет недостатка в последователях. В 80-е годы прошлого столетия доктор Руперт Шелдрейк выдвинул теорию «морфогенетических полей» (речь идет об энергии, выделяемой людьми, животными, естественным образованиями и даже блоками информации, которую могут принимать другие люди). Идея может показаться радикальной, однако, проводимые в этой связи, эксперименты доктора Шелдрейка дали поразительные результаты!

В одном из таких экспериментов была задействована иллюстрация «со спрятанным изображением» — что-то вроде журнальной головоломки, над которой первый раз требуется поломать голову, но, однажды поняв сам принцип, «разучиться» всегда находить «спрятанное» уже невозможно. Шелдрейк предположил, что, как только один или несколько человек, научатся это делать, информация «через коллективное сознание» поступит ко всем остальным. Иллюстрация со скрытым изображением транслировалась по телевидению Великобритании, а эксперименты проводились в нескольких странах, расположенных за пределами трансляции (опыты проводились как до телепередачи, так и после). Разница оказалась значительной, те, кто впервые видели иллюстрацию после ее трансляции по телевидению, находили скрытое изображение гораздо быстрее, чем те, кому картинку показывали до передачи (во всех случаях опыты проводились за пределами Англии).

Для другого эксперимента известный японский поэт Шунтаро Таникава по просьбе Шелдрейка написал три идентичных по структуре, размеру и ритму стихотворения на японском языке. Одно из них представляло собой детский стишок, известный нескольким поколениям японских детей, другое было написано специально для эксперимента, третье также было новым, но не имело никакого смысла по-японски.

В эксперименте участвовали группы добровольцев в Великобритании и США. Никто из участников не знал японского языка, в смысл эксперимента их не посвящали. Все три стихотворения им читали вслух определенное число раз, при этом последовательность стихотворений выбиралась произвольно. Когда спустя полчаса участников эксперимента попросили повторить стихотворения, 62% выбрали старинный детский стишок. Его декламировали значительно легче и в более полном объеме, чем два других. По закону случайных чисел процент выбора каждого из трех стихотворений должен был бы составлять 33 процента.

Как и следовало ожидать представители классической науки отнеслись к эксперименту скептически. Однако, до тех пор, пока кто-то не проведет собственных опытов и научно не опровергнет выводов доктора Шелдрейка, их результаты будут оставаться как минимум интригующими.

Окончание в следующей статье.


spacer

Оставить комментарий