Об Илье-пророке

ob Ile-prorokeО, Илия, пророк от Бога,
Восшедший плотию Святой,
К Тому, кто есть тропа, дорога,
И встал на вечный там постой.

Тебя мы помним, чтим и любим,
К тебе молитвы шлем в ночи,
И сердце грешное ликуя,
Поет тебя узри, приди.
  29.01.02 г. Елизавета – настоятельница
монастыря «Святой княгини
преподобной мученицы Елизаветы»

 

Второе августа. Вроде бы впереди еще целый летний месяц. Жаркое, слепящее солнышко, проходя по безоблачной сини небосвода, так и подгоняет к прохладной, освежающей водичке рек и озер. Но, приходит Ильин день….

 Из народной мудрости: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень»

И как бы ни манила нас прозрачность рек и тихая гладь озер, время купания закончилось вместе с приходом Ильи.

Из народной мудрости: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается»

В славном Израильском царстве, в далеком девятом веке до нашей эры, то есть за девять столетий до рождества Христова, в восточной части Палестины, к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря, располагалась страна Галаадская. И был в те времена, в стране Галаадской, городок Фесвит.

Одна молодая семья, проживающая в городе Фесвит, ожидала, буквально с минуты на минуту, прибавления семейства. Надо сказать, что была эта семья из Колена Левиина. Что за колено такое? По библейской традиции, древние евреи, потомки Иакова, были разделены на двенадцать колен. Однако, потомки сына Иакова Левия не были включены в число двенадцати колен. Причина в том, что колено Левиина – это служители Господа. Собственного земельного удела в Ханаане они не имели и были расселены по всей стране.

Так вот, в Колене Левиином, в городке Фесвит родился младенец, которого нарекли Илией. Еще Илью-пророка называют также Фесвитянином, в память о городе, в котором он родился. Но его рождению предшествовало одно, весьма интересное происшествие.

Когда мама будущего пророка должна была, вот-вот, освободится от бремени, его отец, по имени Савах, видимо уставший от волнительного ожидания этого события, уснул и, увидел странный сон.

Привиделось ему, что мужи, вида благообразного, кормили новорожденного младенца пламенем огненным, да заворачивали в пеленочки огненные. При этом вели достопочтенные старцы с этим ребеночком довольно таки уважительную беседу.

Испуганный Савах, проснулся и поспешил в Иерусалим к тамошним священникам, дабы рассказать о своем видении. Мудрые священнослужители выслушали рассказ Саваха. А самый пожилой и, видимо, наиболее умудренный жизненным опытом и верой в Господа священник растолковал значение полученного видения.

Он объяснил взволнованному  отцу, что сына его ожидает, пусть трудная, но праведная жизнь, угодная Богу. Что будет он, по воле Божьей, огнем и мечом отстаивать на землях Израиля «интересы» Господа.

Получив исчерпывающее толкование своему сновидению, Савах вернулся домой, где, вскоре, и стал счастливым молодым отцом.

Так как Илюша был из Колена Левииного, получается, что его с младенчества ждала стезя служителя Господу. То есть, говоря современным языком, выбор профессии был предопределен. Не трудно догадаться, что воспитание и образование Илья получал, согласно традициям священнической семьи. Безусловно, то, что при таком воспитании, мальчик рос в любви и почитании Единого Бога. Но помимо этого маленький Илья отличался девственной чистотой своих помыслов и чувств.

Зачастую маленький Илья уходил подальше от людей, в какие-нибудь пустынные места, чтобы пообщаться с Господом, рассказать о своей любви к нему. Это действительно были беседы, а не  монологи. Господь видел, что Илья его любит всем сердцем и отвечал мальчику взаимной любовью. Всегда внимательно его выслушивал, отвечал на волнующие Илью вопросы и, выполнял все его просьбы. А еще мальчик, с детства, очень уж не любил тех, кто, хоть в малой степени, отступал от веры в, столь любимого им, Господа единого.

Оставим на время жизнеописание подрастающего святого и ознакомимся с, так сказать, «политической» обстановкой, сложившейся на тот момент в Израиле.

Как известно, а может быть известно не всем, но, в любом случае, богом избранный народ ведет свое происхождение от двенадцати сыновей Израилевых. И всеми ими, еще со времен Моисеевых, управлял единый царь. Так продолжалось вплоть до смерти царя Соломона.

Но вот на престол взошел сын Соломона Ровоам и начал, выражаясь современным языком, закручивать гайки. И налоги то, он повысил и наказания ужесточил. Вот тогда-то и отделились десять колен и избрали себе в цари, бывшего раба царя Соломона, проведшего много лет в бегах, но вернувшегося на родину после смерти своего хозяина. Звали новоиспеченного царя Иеровоам.

Так вот и вышло, что царь Ровоам управлял двумя коленами, Иудиным и Вениаминомым, которые создали  царство Иудейское. Над остальными десятью царствовал Иеровоам, и называлось это царство Израильским. Все бы ничего, но так как все поклонялись единому богу, то и храм для служения мог быть только один. Вот и ходили люди царства Израильского для поклонений и жертвоприношений в храм Иерусалима, в царство Иудейское.

Очень не нравилась такая ситуация Иеровоаму, боялся, что подданные походят так в храм Иерусалимский, да и решат вернуться к сыну Соломона, свергнув его, своего нынешнего царя, с престола. Так как он был хорошо знаком с историей, с той самой, когда по выходу из Египта древние израильтяне стали поклонятся золотому тельцу, решил он, что новое – это хорошо забытое старое. Вылил из золота двух золотых телиц и установил в двух храмах, одну на юге Самарии в Вефиле, вторую на севере Галилеи в Дане. Созвал народ израильский, и обозначил тех двух телиц, как богов, которые помогли народу израильскому выйти из Египта, да повелел, отныне этим богам поклонятся.

Все последующие цари продолжили пагубную практику установленную Иеровоамом. Народы Израильского царства покланялись идолам и приносили им жертвы.

Вот так, вновь, был предан единый Бог, в угоду золотому тельцу. Но, Господь милосерден и он не бросает своих заблудших детей. Он стал посылать пророков, чтобы вернуть избранный народ в лоно праведной веры.

Такие, скажем некрасивые, внутригосударственные обстоятельства сложились в Израиле к моменту рождения Ильи. И был Илья одним из множества пророков посланных Богом для вразумления своего народа.

Когда Илья-пророк приступил к исполнению своих «служебных обязанностей», в царстве Иудейском правил царь Ахав. Столицей при его царствовании был город Самария. Ахав был женат на дочери сидонского царя Ефваала Иезавель, которая была язычницей. Иезавель «имела наглость» привезти в новое отечество идол сидонского бога Ваала. Ахав же, потакая «капризам» жены, установил в своей столице капище и жертвенник богу Ваалу. Он стал, сам поклонятся идолу Ваала и принудил, чтобы его подданные израильтяне тоже поклонялись языческому богу.

Вот этого нечестивого царя и был послан вернуть на путь веры в единого Бога, пророк Илья. Надо сказать, что сначала Илья пытался вразумить Ахава уговорами и молитвами. Но царь Ахав ничего не желал слушать, ничего и никого, кроме своей жены язычницы. Илья, конечно, был пророком, но в первую очередь он был человеком, и очень ревностно относился ко славе Божьей. Надоело ему упрашивать Ахава.

Обратился Илья к Господу с просьбой о наказании нечестивого царя и его подданных. И предрек пророк, по велению Бога, что постигнут царство Ахава засуха и голод, которые продлятся три года. Так и случилось. Сам же Илья удалился в пустыню, где, по указанию Божию, поселился у потока Хораф. Он прожил там целый год, пока не иссяк поток. Все это время, пока Илья находился в пустыне, ворон приносил ему мясо и хлеб.

Затем, опять же по наставлению Господа, Илья-пророк направился в Саперу Сидонскую, в дом к бедной вдове. Она гостеприимно приняла пророка. Хотя у вдовы, из съестных припасов, была лишь горсть муки и немного масла, она, без сожаления, разделила трапезу с Ильей. С тех пор, благодаря молитвам святого Ильи, в доме вдовы никогда не переводились мука и масло.

Но не только этим отблагодарил пророк добрую женщину. Так уж случилось, что в одночасье заболел и умер сын вдовы. Горько плакала и убивалась вдова, ведь больше у нее никого не было на этом свете, так горевала, что Илья пожалел ее и упросил Бога оживить мальчика. Господь вновь прислушался к молитвам святого, и мальчик был воскрешен.

Что же творилось в это время на земле Израильской? Три года засухи, когда на землю не упало ни капли влаги. Каждый день на небосводе только палящее солнце. Все, что могло цвести и расти, было просто выжжено, иссушено. В страну пришёл страшный голод.

Милосердный Господь неоднократно порывался прекратить мучения народа, но не мог нарушить обещания, данного Илье. Илья же не хотел отступать от своего слова, сказанного прилюдно во дворце Ахава. Поскольку царь Ахав и его приближенные, а вместе с ними и весь народ израильский продолжали поклоняться Ваалу и другим языческим божкам, Илья-пророк не мог, «не потеряв лицо», досрочно освободить нечестивцев от наказания.

Спустя три  года Илья-пророк вернулся в царство Ахава. Увидел он запустение и горе, которое постигло народ в царстве Израиля. Сердце пророка изнывало от жалости к народу, но любовь к Господу была сильней. Не мог пророк оставит безнаказанными людей отвергнувших Бога. Решил он еще раз продемонстрировать людям чудо, подтверждающее существование истинного Бога.

Собрал Илья людей на горе Кармил и предложил соорудить два жертвенника. Один жертвенник должны были поставить жрецы Ваала, другой жертвенник собирался построить сам Илья-пророк. На чей жертвенник падет огонь с неба, тот Бог будет признан истинным.

Соорудили свой жертвенник жрецы Ваала. Что они только не делали. И плясали, и пели, и молились, и острыми предметами себя кололи. Весь день, до изнеможения трудились жрецы. Не упал огонь на их сооружение.

Тогда взялся за работу Илья. Из двенадцати камней, по числу колен Израилевых, водрузил он жертвенник. Возложил жертву на дрова, вокруг вырыл ров и поливал дрова водой, пока ров не заполнился ею. После обратился он с молитвой к Господу, чтобы ниспослал огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.

И упал небесный огонь на жертвенник, и воспылал тот пламенем до самых звезд. Возликовал народ и криками приветствовал Господа Бога единого. Велел Илья-пророк схватить жрецов Ваала и доставить их к потоку Киссону. Там он собственноручно лишил жрецов жизни и скинул тела в воду, дабы не оскверняли их трупы святую землю.

Воззвал Илья к Господу и просил он дождя на землю Израильскую. В ту же минуту пошел дождь силы невиданной и напоил землю иссушенную. Но, невзирая на чудеса и знамения, жена царя Ахава, нечестивая царица Иезавель не приняла веры в Бога единого. Поклялась царица убить пророка.

Что ж, Илья был пророком, но он был человеком. Испугался он за жизнь свою, устал он биться и доказывать то, в чем сам не знал сомнений. Бежал он от угроз Иезавели в Версавию, в Иудейское царство. И пришел он в пустыню. Там стал просить он Господа о смерти. С этой молитвой на устах прилег он под кустом можжевеловым и уснул.

Илия – Богу

Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!
Проснись, Бог сил! Заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь жилец пустыни,
Я плачу пред тобой один!
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!

Ф. Глинка 1826 или 1827

Во сне навестил Илью ангел Господний и велел проснуться, поесть и попить. Проснулся пророк и увидел в изголовье кувшин с водой и еще теплую лепешку. Поел и попил он, да и уснул опять. Вновь явился к Илье ангел и снова велел подниматься, поесть и попить, так как ему понадобятся силы для дальней дороги. Проснулся Илья и обнаружил рядом, как и в прошлый раз, кувшин с водой и теплую лепешку. Подкрепился он и пошел. Путь Ильи был долог, сорок дней и ночей длился. Наконец, пришел пророк к Божьей горе Хорива, где нашел пещеру. В этой пещере и стал он жить.

Однажды поднялась свирепая буря, разрушающая горы, и следом огонь, опаливший скалы. А после, после подул легкий приятный ветерок, который и принес глас Божий. Вышел Илья навстречу Господу. Вопросил Господь, что же так опечалило пророка. Рассказал ему Илья, что устал он втолковывать невежественному народу, что есть Бог истинный.

Господь же поведал Илье, что не только он один радеет за веру, что есть у него, у Господа, множество верных слуг. Далеко не весь народ Израильский поклоняется Ваалу. И еще поведал Господь, что в скором времени Ахава, его жену Иезавель и весь их дом ожидает кончина бесславная. Придет достойный муж Ииуя и истребит весь род Ахава. Угоднику же Илье, Господь велел найти славного парня Елисея и помазать его в пророки.

Бог – Илие

Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиан сердец,
Который обонять мне сладко!
Они бегут ко Мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!

Ф. Глинка 1826 или 1827

Пошел Илья-пророк прочь от Хорива. Вскоре встретил он Елисея, сына Сафатова. Пахал Елисей землю двенадцатью парами волов. Объявил Илья Елисею волю Господнюю, укрыл его своим плащом, нарек пророком и велел следовать за собой. Перед дальней дорогой зашли они проститься с родителями Елисея. Елисей заколол двух волов, устроил угощенье родственникам и соседям и, получив благословенье родителей, отправился в услуженье к Илье.

В это время, нечестивый царь Ахав продолжал свои бесчинства. Был у одного израильтянина по имени Навуфей виноградник, доставшийся ему в наследство от отца и деда.  Уж не знаю чем, но приглянулся царю чужой виноградник. Сделал он Навуфею предложение, поменять виноградник на другой или продать его. Но не мог Навуфей обменять или продать наследие своих предков.

Так расстроился Ахав, что даже аппетита лишился. Узнала Иезавель о горе своего супруга. Подкупила она лжесвидетелей, да и обвинили по ложному доносу бедного виноградаря. И был приговорен Навуфей к смерти, через побитие камнями. Узнав об этом, царь лишь немного огорчился, да и вступил во владение виноградником. В те времена имущество казненных поступало в пользу царя.

Вот однажды, когда Ахав шел к винограднику, столь нечестивым путем приобретенному, встретил его пророк-Илья.  Угодник Господин предрек скорую смерть царю и его жене Иезавель. Через три года Ахав был убит в сражении с царем сирийским Венададом. После смерти Ахава на троне воцарился его сын Охозия. Наследник оказался столь же нечестивым, как и его отец, к тому же он во всем слушался свою мать, язычницу Иезавель.

И так же, как мать, Охозия поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем навлек на себя гнев Бога Израиля. Однажды, Охозия, по неосторожности споткнулся и выпал из окна, вследствие чего сильно занедужил.

Стоит упомянуть, что в то время в идоле, поставленном в храме Ваала, поселился бес. Сей бес прикинулся богом Ваалом и, от его лица, давал приверженцам Ваала лживые советы и делал обманчивые пророчества. Заболев, царь Охозия отправил послов к идолу, к тому самому в которого вселился бес, дабы узнать прогноз о своей болезни и о сроках своего выздоровления.

Однако послов встретил пророк Илья, упрекнул, что не к тому богу обращается царь. Да предрек пророк, что больничная кровать обернется для Охозии смертным одром. Передали послы царю, пророчество Илья, осерчал тот, да приказал пятидесятнику привести к нему угодника Божьего.

Илья же, в то время, находился на горе Кармил. Пришел к нему пятидесятник, да, повелительно так, приказал сойти к царю. Не понравился тон пятидесятника пророку. Как следствие его неудовольствия, сошел с небес огонь, да и спалил посланца царя вместе с его свитой. Не дождавшись своего посланника, царь отправил еще одного пятидесятника, чтобы он привел к нему пророка. История повторилась, еще один пятидесятник не вернулся во дворец. Царь шлет еще одного.

Третий пятидесятник оказался мудрее. Он пришел к Илье со смирением и попросил не губить его самого и свиту. Сжалился пророк и не тронул людей, покорно просивших его о милосердии. Господь же сказал, что пророк может безбоязненно идти вместе с этими людьми к царю Охозии.

Пришел Илья-пророк к царю. И предсказал он, что Охозия больше не поднимется с ложа своего. Так и случилось, вскоре умер царь. А поскольку детей у него не было, престол занял брат его Иорам. Забегая вперед добавлю, что Иорам умер не оставив наследников, на этом род Ахавов и прекратился. Но произошло это уже после вознесения пророка-Ильи, при пророке Елисее.

Настал момент, когда Господь сообщил Илье, что скоро заберет его к себе. Поскольку Елисей после посвящения практически не расставался с Ильей, пророк решил как-то отделаться от сопровождающего. Но, не тут, то было, Елисей был посвящен в намерения Господа, по поводу вознесения Ильи.

В то время оба пророка находились в Галгале. Илья сказал Елисею, что собирается идти в Вефиль, причем пойдет туда один. Но Елисей был готов к такому повороту событий, и заявил, что не отпустит Илью одного. Так и пошли они в Вефиль вместе.

Но не только Илья и Елисей были осведомлены о предстоящем чуде вознесения пророка на небеса. В Вефиле к Елисею подошли ученики пророков и спросили его, знает ли он об уготованном Илье вознесении. Елисей ответил, что знает о задумках Господа в отношении Ильи, и велел ученикам помалкивать об этом.

Во второй раз Илья захотел отделаться от Елисея. Сказал, что Господь посылает его в Иерихон и, что он пойдет туда один. Но Елисей опять отказался оставить Илью, и пошел в Иерихон вместе с Ильей. В Иерихоне к Елисею тоже подошли ученики пророков с сообщением о том, что Господь забирает Илью к себе. Елисей сказал, что сам обо всем знает и, велел им не распространяться об этом.

В третий раз Илья попытался избавиться от, повсюду следующего за ним, Елисея. Сказал, что Бог желает, чтобы он, Илья, отправился к Иордану, в полном одиночестве. Но Елисей и на этот раз последовал за Ильей. А, немного поотстав, последовали за ними пятьдесят учеников пророков.

Подошли оба пророка к Иордану. Илья снял свой плащ, ударил им по воде, воды реки расступились и Елисей с Ильей перешли посуху на другой берег. Как только они ступили на берег, воды Иордана вновь сомкнулись.

Тут Илья обратился к Елисею и сказал, что за преданность и смирение, перед тем, как Господь заберет самого Илью к себе, он готов выполнить любую просьбу Елисея. Не задумываясь ни на секунду, Елисей пожелал, чтобы дух, который есть у Ильи, перешел к нему Елисею. Усмехнувшись, Илья посетовал, что просьба Елисея не из простых. Но заметил, что если Елисей увидит своими глазами, как Бог забирает Илью, тогда желание исполниться.

Раздался гром, засверкали молнии, и явилась пред их очами колесница запряженная конями огненными. Вступил на эту колесницу Илья и, исчез, в образовавшемся вихре и грохоте. Так, во плоти, Илья был взят Богом на небеса. Даже не попрощался с Елисеем.

Расстроился молодой пророк, в скорби и печали разодрал свои одежды. Вот тут и упал к его ногам плащ пророка-Ильи. Подобрал Елисей плащ Ильи-пророка и пошел к реке Иордан. По примеру Ильи ударил Елисей тем плащом по воде, и вода расступилась перед ним. И теперь Елисей, уже сам, смог перейти реку посуху.

Воскликнули тогда ученики пророков, что дух Ильи перешел к Елисею. Вот только засомневались они, что Господь забрал к себе Илью во плоти. Вызвались они поискать тело пророка, и как не отговаривал их Елисей от этой, безнадежной с его точки зрения затеи, они настаивали на поисках. Елисей вынужден был согласиться с тем, чтобы они поискали тело. Сам-то он был убежден, что Илья вознесся к Богу живым, то есть вместе с телом. Естественно, сколько ни искали ученики тело пророка, так ничего и не нашли.

Благодаря тому образу, которым Илья был взят на небо, то есть был вознесен в огненной колеснице, запряженной огненными конями, святой получил в народе прозвище Илья Громовержец. Считается, что именно он, и по сей день проносится, во время дождей, по небу в огненной колеснице, и извергает громы и молнии.

Издавна на Руси в Ильин день устраивали крестный ход, и с молитвою просили пророка о дождике или, если было нужнее, о солнышке. По преданию, первый православный храм, построенный в Киевской Руси, был во имя Ильи-пророка. Построен храм был до 945 года, еще языческими князьями Аскольдом и Диром. И крещение киевлян, скорее всего, совершалось у стен этого храма.

Русская Православная церковь свято чтит пророка Илью. Еще святая равноапостольная княгиня Ольга после крещения построила у себя на родине, в селе Выбуты, храм пророка Илии. И по сей день, Илья-пророк почитается наряду с Николаем Чудотворцем и принадлежит к самым «популярным» святым.

В день святого Ильи любая работа категорически запрещена. Считалось, что работа в этот день может разгневать Илью-пророка, который жестоко карает за непочтительное отношение к своему празднику. Да и результат от работы, проделанной в Ильин день, будет совсем далек от ожидаемого.

Этот пост, небольшая попытка рассказать, своими словами, о жизни единственного пророка, который был живым взят Господом на небеса. Материал собран на просторах интернета.


spacer

Оставить комментарий